Кот Муций (cat_mucius) wrote,
Кот Муций
cat_mucius

Category:
  • Music:
Собрался тут с духом и посмотрел михалковское продолжение “Утомлённых солнцем” – оба фильма, которые пару лет назад все отчаянно ругали. Ну что я имею сказать…

Всё оказалось не так страшно, как я думал, начитавшись уничижительных отзывов. Фильмы не такие уж чернушные, как можно было подумать, и не такие уж затянутые, и мне они вовсе не показались скучными. И уж совсем неубедительными выглядят разговоры о том, что Михалков, мол, старался специально кого-либо очернить. Дело совсем не в этом.

А в том, что они подчинены одной задаче – как можно сильнее зрителя эмоционально ошарашить. Причём режиссёр явно уверен, что искусство создания великих, пронзительных военных фильмов именно в этом и заключается. Чтобы проняло. Чтоб у всех челюсть отвисла. Чтоб запомнилось. Любая сцена подчинена этой сверхзадаче: что с плаваньем на мине, что с родами под бомбёжкой, что с Митей, предлагающему Котову себя застрелить, что встреча Котова с женой, что встреча с дочерью на пехотной мине – любая, какую не возьми. И в жертву этой цели приносится любая достоверность – что историческая, что психологическая, какая угодно. На выходе получается жуткая клюква, апофеоз которой – мегаидиотская палочная атака на “цитадель”.

Естественно, вызывает это реакцию прямо противоложную – как и любое грубое манипулирование. Как в плохих мелодрамах, пытающихся выжимать из зрителя слезу коленом.

В рамках такого подхода вполне логично смотрелся бы, к примеру, такой финал:
Котов штурмует Берлин, прорывается в фюрербункер, подходит к дрожащему Адольфу и смотря проникновенным взглядом (Михалков умеет), тихо говорит: “ну что ж ты, гад, наделал, а?” Гитлер падает на колени, протягивает пистолет, и умоляет Котова себя застрелить. Котов отказывается: сам, мол, свои грехи искупай, вот так-то (и подмигивает). Гитлер принимает православие, постригается в монахи и уходит пешком в Соловецкий монастырь. Он выходит из бункера, босой и в рубище, идёт по Вильгельмштрассе и говорит каждому встречному “простите Христа ради”. Чумазые солдаты расступаются перед ним, сурово отвечая: “Бог простит”. Котов, обнявшись с Надей, смотрят ему вслед. Музыка, титры.

Бред собачий? Ну и что, зато зритель во как офонареет.


В общем, я считаю, фильм ни в коем случае не должен быть забыт потомками. Его в киноакадемиях надо молодым режиссёрам показывать, что бывает, если одним ингредиентом дико злоупотреблять.

Да, а играет Михалков замечательно. Отогнал бы его кто-нибудь от режиссёрского кресла, заставил бы лишь актёрствовать – большую услугу бы оказал киноискусству.
Tags: movies
Subscribe

  • (no subject)

    В фейсбучных комментариях к этому посту Дмитрий Аксельрод привёл интересный документ - доклад товарища по имени Эммануэль Навон ( Israeli…

  • (no subject)

    Френд d_ohrenelli подкинул интересный материал - статью " Sanctions on South Africa: what did they do?", утверждающую, что международные…

  • (no subject)

    Хочу поблагодарить френда d_ohrenelli за ссылку на интереснейший палестино-израильский опрос, произведённый в прошлом октябре организацией…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments