Кот Муций (cat_mucius) wrote,
Кот Муций
cat_mucius

Category:
  • Music:

Фильм "Гадкие лебеди"

Посмотрел вчера экранизацию "Гадких лебедей". Впечатления в целом исчерпывающе описываются любимой антрекотовой фразой "вес тоже переврали".


Дело даже не в том, что место действия, атмосферу, антураж изменили полностью. И не в том, что поменяли имена, зачем-то притянув часть из совершенно других произведений Стругацких. И даже не в том, что почти никто из персонажей на свои книжные аналоги ни характером, ни поведением нимало не похож. А в том, что по сравнению с книгой фильм просто идейно очень беден.

Что мы имеем в книге? Всю неоднозначность отношений человечества и некой могущественной группы, оторвавшейся в силу собственного развития от остальной людской массы, лишённой обычных человеческих желаний и потребностей, сплочённой определённой идеологией и видением мира. Тут и ксенофобия, и взаимные попытки каждой стороны отыспользовать для своих целей другую, и искреннее восхищение части людей перед этой "новой ветвью развития", и жажда подражания, и страх перед их целями и возможностями, и осознанная ненависть, и эксперименты этой группы над людским стадом. Есть идеология - человек живёт ради познания; все другие потребности должны быть вторичны и подчинены этой цели, если нет - они вредны. А также - ясный идейный месседж: что имеет право сотворить группа прогрессоров над отсталым населением ради блага прогресса. Месседж, на мой взгляд, весьма гнусный, но он есть.

Что мы имеем в фильме? Почти лишь самый лежащий на поверхности слой - ксенофобию. Мокрецы - всего лишь группа "желающих странного" фриков, с совершенно невнятной позицией и целями. Никакого великого проекта не имеют, экспансию не готовят, с мирскими властями не воюют и не сотрудничают. Да, определённые технические возможности у них есть - энергетический барьер вокруг города - но используют они его лишь как защитное средство и никаких агрессивных действий не предпринимают. Да, детей они обучают - но никакого практического ясного месседжа в них не вкладывают. Когда дело доходит до их уничтожения - принимают его спокойно и безропотно. В целом производят впечатление мелкой апокалиптической секты. На этом фоне фраза, сказанная в начале фильма - "это чужие, и это враги" - беспомощно повисает в воздухе. Чем страшны эти враги?

И вот на эту тихую секту внешний мир ни с того, ни с сего ополчился так, что готов во всём районе уничтожить всё что шевелится. С чего бы мирским властям действовать с таким остервенением, без всяких попыток выдвигать какие-либо требования и пытаться договориться - совершенно неясно. Просто такие вот они иррационально жестокие - готовы всех непохожих травить газом, а тех кто выжил - гноить по психушкам. В книге, бомбардировка территории мокрецов после разрушения ими города и впрямь смотрелась бы куда естественней той концовки, что создали авторы - но в фильме никакой логики за этим не просматривается.

Примечательно, как в фильме сделали знаменитую встречу Банева со школьниками. При том, что воспроизведена она весьма близко к тексту, - со стороны детей отсутствуют вопросы про прогресс, зато имеются рассуждения о "духовном развитии и обновлении человечества", от которых АБС просто бы вынесло в трубу. Впрочем, и тот текст, что соответствовал книге, будучи озвучен производил впечатление отнюдь не мудрости нелюдской, а дешёвого мизантропического бреда и результата промывания мозгов - как я и ожидал. Картину довершают проводимые в школе медитации под нечто вроде "ом-мани-падме-хум" и потоки сознания в стиле "какой-жестокий-гнусный-мир-мама-роди-меня-обратно" - вероятно, по режиссёрскому замыслу очень поэтичные. Лучше бы они Алину Витухновскую цитировали - звучало бы куда оригинальней.

И вот этот нехитрый сюжет разгрома мелкой религиозной общины жестоким ксенофобским правительством, а-ля "Давид Кореш vs. ФБР", размазывается на 1:48 экранного времени режиссёром, явно вообразившим себя вторым Тарковским. Мне не шибко нравится фильм "Солярис" - водой он безбожно разбавлен и в прямом, и в переносном смысле - но лемовские идеи Тарковский хотя бы на помойку не выкинул.

В общем, назвать это экранизацией вряд ли можно. Скорее, режиссёрской фантазией по мотивам - весьма вторичной и неоригинальной.

Кстати, защитный энергетический барьер вокруг города, в котором присутствуют "чужие" и власти, готовые ради уничтожения этих чужих весь город замочить оружием массового поражения - всё это целиком слизано с романа Клиффорда Саймака "All flesh is grass". Роман, к слову, отличный - но введение этих элементов в фильм лишь усилило у меня ощущение вторичности.


Итого: тратить деньги на поход в кинотеатр никому не посоветую. Если посмотреть любопытно - лучше скачать с Сети.
Tags: movies
Subscribe

  • Erica Chenoweth: "The success of nonviolent civil resistance"

    Посмотрел интересное выступление, TED-talk: Erica Chenoweth, " The success of nonviolent civil resistance". Она проанализировала сотни конфликтов в…

  • (no subject)

    Прочёл тут статью. Анат Берко, израильская исследовательница терроризма, бывшая подполковник, будущая депутатка Кнессета от Ликуда задаётся…

  • (no subject)

    В фейсбучных комментариях к этому посту Дмитрий Аксельрод привёл интересный документ - доклад товарища по имени Эммануэль Навон ( Israeli…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Erica Chenoweth: "The success of nonviolent civil resistance"

    Посмотрел интересное выступление, TED-talk: Erica Chenoweth, " The success of nonviolent civil resistance". Она проанализировала сотни конфликтов в…

  • (no subject)

    Прочёл тут статью. Анат Берко, израильская исследовательница терроризма, бывшая подполковник, будущая депутатка Кнессета от Ликуда задаётся…

  • (no subject)

    В фейсбучных комментариях к этому посту Дмитрий Аксельрод привёл интересный документ - доклад товарища по имени Эммануэль Навон ( Israeli…