?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 September 2019 @ 01:56 am
Сериальное  
По мере просмотра разных западных сериалов накопились несколько случаев, когда у меня отваливалась челюсть и очень хотелось посмотреть в глаза сценаристам, чисто чтобы понять, что должно быть в голове у человека, способного вот такое вот преподнести совершенно с невинным видом, как будто так и надо. Общее для всех этих случаев то, что во всех них персонажи совершают какую-то совершенно фантастическую гадость, но причём так, что ни ими самими, ни окружающими, ни прочими - никем это не рефлексируется вообще, и действие спокойно продолжается себе дальше, как будто ничего особого не произошло - или же преподносится как вполне удачная концовка. Всё выглядит так, словно создатели этих сюжетов вообще не подозревают, что публику тут может нечто огорошить.

Сейчас будет понятно:

1. "Homeland", конец третьего сезона. Главная героиня, цеэрушница Кэрри, со своим возлюбленным, человеком сложной судьбы Николасом Броди, находятся на задании в Иране. Задание они выполнили и предаются мечтам о спокойной жизни вместе - но тут этого Броди хватают иранцы и вешают. Сдало им его непосредственно кэррино цеэрушное начальство, причём сдало даже без особой необходимости - так, чтобы другому своему агенту некую фору дать. От Кэрри это даже и не скрывают.

После чего эту Кэрри вызывают на ковёр и глядя в глаза спрашивают: а скажи-ка, Кэрри, эта история на твою дальнейшую работу с нами повлияет? И Кэрри, грустно потупившись, отвечает: нет, сэр, конечно не повлияет. И идёт дальше служить родному ЦРУ.

Я, признаться, до такой степени не мог поверить в этакий сюжетный оборот, что отсмотрел весь последущий сезон в надежде, что это начальство в какой-то момент обнаружит, что благодаря Кэрри у него, начальства, горло перерезано от уха до уха - но вот хрен мне на рыло, служит она им с исключительной преданностью.


2. "Silicon Valley", тоже третий сезон, кажется. Комедийный сериал про тяжкую жизнь стартапов, забавный и ненапряжный. И вот один персонаж, забавный увалень-программер, типичный comic relief, заводит любовную связь с девушкой-хакером. Она ему ровно ничего плохого не делает, даже не думает ему угрожать или как-то злоумышлять против него - но в какой-то момент он начинает стрематься, что ведь она же может! если захочет! - и без дальнейших размышлений сдаёт её властям. Её садят на огромный срок в тюрьму, и действие течёт себе дальше, от одной смешной сценки к другой. Его друзья об этом знают, но ни у кого по этому поводу даже и лёгкого упрёка - что ж ты так, братец? - не срывается, на их отношения это не влияет никак и мы, зрители, так и должны любить этого увальня со всеми его забавными недостатками.

"Этот двадцатилетний мальчуган с детства отличался странными фантазиями, мечтатель и чудак. Его полюбила одна девушка, а он взял и продал ее в публичный дом." (c)


3. "Safe", детективный сериальчик авторства модного писателя Харлана Кобена. У главного героя пропала дочь, а бойфренда дочери нашли убитым. Подруга главного героя помогает ему дочь разыскать и в результате спасает её жизнь от ещё одного персонажа, пытавшегося эту дочь пристрелить. Всё хорошо, но тут главный герой осознаёт, что бойфренда убила как раз эта самая подруга (тот узнал некий секрет из её прошлого и угрожал разрушить её жизнь).
Лично ему этот дочкин бойфренд ничем особенно не дорог, но он её тут же и сдаёт, причём с совершенно замечательным обоснованием - мне, дескать, иначе невозможно, не смогу жить с такой тяжестью на сердце, зная, что умолчал.


Первые два американские, последний - британский, но автор из Штатов. Признаться, ни в советском, ни в нацистском кино мне такой омерзительной лоялистской морали не попадалось.


Особняком стоит испанский "La Casa de Papel". Тут мораль не лоялистская, а наоборот, но в целом это ничуть не менее поразительное произведение искусства. На протяжении трёх сезонов кряду сценаристы из кожи вон лезут, чтобы заставить зрителей переживать-волноваться за граждан, берущих ничего плохого не сделавших ни им, ни кому другому людей в заложники для того, чтобы а.) сорвать колоссальные деньжищи чисто для личного обогащения, б.) войти в историю, в.) получить адреналиновый кайф. Ну и одного из своих вытащить - но это уже сильно задним числом, в третьем сезоне.

Создатели очень стараются сделать их как можно более живым и объёмными, с достоинствами и недостатками, слабостями и страстями - на фоне достаточно плоских прочих персонажей - чтобы мы их полюбили, и это невооружённым глазом видно. И чем больше они старались, тем больше мне хотелось, чтобы всех этих симпатичных, хоть и непростых, людей, со всеми их мечтами и надеждами, любвями и разочарованиями, со всей их верностью и стойкостью, травмами и предысториями, взаимными счётами и взаимовыручкой, обидами и их преодолением, находчивостью и отвагой - перестреляли бы нахрен.

Но моя реакция, похоже, нетипична. Народу они очень полюбились.
Tags:
 
 
Current Music: La Casa de Papel - Bella Ciao (https://youtu.be/spCdFMnQ1Fk)
 
 
 
jozhin on September 1st, 2019 01:09 pm (UTC)
По поводу 2 и 3, которые я не смотрел, но идея кажется понятной.
У Борхеса есть рассуждение про разницу во взглядах между аргентинцами и жителями США. Как раз на примере кинематографа тех времен. Представим себе фильм. Герой внедряется в банду, входит в доверие к бандитам, всех в итоге выводит на чистую воду. Для жителя США он герой, для аргентинца он негодяй.
Естественно, и жизнь и кинематорграф сложнее, но определенная разница в этике, видимо, есть и есть давно. Может, протестанство так сказывается. Думаю, и на общий уровень жизни влияет.

Сам я вряд ли буду сдавать преступника, с которым у меня нет конфликта, кроме каких-нибудь вопиющих случаев. Убийство, правда, уже там. Но у меня во многом это связано с глубоко сидящим восприятием государства как в целом враждебного и вредного образования. Ощутимо хуже, чем какие-тот там преступники. Мне самому это отношение уже давно не нравится, но вряд ли оно изменится. В реальной жизни еще и страх мог бы повлиять.

По поводу испанцев - я смотрел как раз. В принципе жанр криминальной комедии "Остроумные, веселые и обаятельные грабители сложно, с подвыпедвертом, грабят какое-то суперзащищенное место" популярен. Однако раньше по дефолту никаких заложников не предполагалось, вроде бы. Заложники превращают надуманную комедию в совсем странное нечто. Причем если американцы скажем Волтера Вайта превратили в итоге в монстра (довольно искусственно), то здесь, насколько я понимаю, главгеры все так же обаятельны и находчивы. Может быть, как-то связано с все той же разницей в этике.

Про примат корпоративной этики (пример 1) над человеческой сказать чтo-то трудно - совсем беда, по-моему.
Кот Муцийcat_mucius on September 1st, 2019 10:22 pm (UTC)
Для жителя США он герой, для аргентинца он негодяй.
Вероятно, в первую очередь это связано с тем, кого именно грабили эти киношные бандиты. Если бы они потрошили простых аргентинцев, недолго бы этот внедренец оставался бы для аргентинской публики негодяем.

Сам я вряд ли буду сдавать преступника, с которым у меня нет конфликта, кроме каких-нибудь вопиющих случаев. Убийство, правда, уже там.
Штука в том, что во всех трёх случаях в посте речь шла не просто о ком-то, с кем нет конфликта - а о людях очень близких или людях, перед которыми есть очень серьёзные обязательства. От этого и офигеваю, собственно.

В принципе жанр криминальной комедии "Остроумные, веселые и обаятельные грабители сложно, с подвыпедвертом, грабят какое-то суперзащищенное место" популярен.
Да, такое я вполне с удовольствием смотрю.

Однако раньше по дефолту никаких заложников не предполагалось, вроде бы. Заложники превращают надуманную комедию в совсем странное нечто.
Именно что.